чем подкормить абрикос  |  чем обработать сливу от червей в плодах

Композитор: Пьер Анри.

Pierre Henry, наряду с Pierre Schaeffer, является одним из отцов-основателей musique concrete. Однако, несмотря на близкое знакомство с "официальным учением" musique concrete Henry избрал свой собственный путь. Оставив Groupe de Recherches Musicales (G.R.M.), он успешно основал собственную студию и занялся собственной карьерой.

Pierre Henry родился в Париже, в 1927 г. Он никогда не ходил в школу - его учителя приходили к нему домой. По причине слабого здоровья он должен был заниматься физическими упражнениями и, возможно, это причина того, что у него выработалось сильное чувство ритма. В 1944 он учился в консерватории: пианино и перкуссии - у Passeronne, композиции - у Nadia Boulanger и гармонии - у Olivier Messiaen. Henry - большой любитель кино и посещает кинотеатр 2-3 раза в неделю.

В 1949 он получил заказ написать музыку для документального музыкального фильма "Видя невидимое". Затем он начал работать с "disque souple" - доступной для записи пластинкой. Магнитофоны тогда еще не были доступны для практического применения. К тому времени он уже был знаком с Pierre Schaeffer и с музыкой Luigi Russolo, John Cage, Walter Ruttmann и т.д.

Когда Schaeffer попросил Henry, как перкуссиониста и пианиста, помогать ему на Symphonie pour un Homme Seul в 1950, это явилось рывком в карьере Henry как композитора "musique concrete", или, лучше, электроакустической музыки. Ранние электроакустические композиции, датируемые 1950 г., показывают Henry дурачащимся с disque souple, почти так же, как Schaeffer. Структура, однако, сложнее. В то время, как Schaeffer придерживается простых классических или ритмических структур, Henry демонстрирует гораздо большое понимание сложной композиции.

В 1964 Henry под псевдонимом Yper Sound выпускает свой Jerks Electronique с "песней" Psyche Rock. Было продано около 150000 копий пластинки. Henry мгновенно стал знаменитым - не только среди ценителей авангарда, но и среди людей на улицах. Это дало ему возможность заключить хороший контракт с Philips. Несмотря на то, что он всегда шел своим путем, Henry никогда не был замкнувшимся в себе одиночкой. Дружба с Maurice Bejart провела его по всему миру, он писал музыку для фильмов и для рекламы.

Другим отличием между Schaeffer (и последователями его теорий) и Henry было то, что для Henry звук никогда не был интересен как событие как таковое. Вот почему он отрицает существование шума: есть только звук. Звук ради музыки. По Henry, чувство (он называет его природой), должно быть запечатлено в музыке. Это- фундаментальный шаг за черту, которую провел Schaeffer.

Читать дальше статью Композитор: Пьер Анри.

 

Интервью и биографическая справка © Ios Smolders, впервые опубликованы в номере 44 журнала Vital в 1995.
Перевод - Д. Шумаков.

Полный английский текст доступен по адресу
http://www.hyperreal.org/intersection/zines/est/intervs/henry.html

Дискография Pierre Henry чрезвычайно обширна, а его пластинки труднодоступны, потому я ограничусь несколькими словами о том из его альбомов, который попал пару недель назад мне в руки и, собственно, подвигнул меня на подготовку этого материала.


Machine Danse © 1973

Machine danse
Virevoltage
Erotica
Sacrifice
Initiation
Tam tam de la source
Danse des fausses bouteilles   (Real Audio)*
Exorcisme
Tam tam de la vache
Danse electromatic

Первая композиция альбома чрезвычайно напоминает по духу альбом Pierre Henry со Spooky Tooth - практически хард-роковая вещица с жесткой монотонной ритм-секцией, напористым органом и пронзительными гитарными соло время от времени. Плюс звуковые эффекты. Однако уже на втором номере альбома автор решает, что "попсы" достаточно, и слушатель достаточно подготовлен к восприятию собственно musique concrete - все вышеперечисленное исчезает, остается только то, что было упомянуто в пункте "плюс...". Разрозненные звуки самого различного происхождения - от стонов, вскриков, неоконченных фрагментов разговоров и неясных обрывков фонограмм до скрипов, стуков там-тамов и наковален, лая собак да продуктов работы звуковых генераторов. Разумеется, все это выстроено строжайшим образом и создает безукоризненные ритмические структуры без малейших следов какофонии. То есть именно музыку, а не хаотичное нагромождение звуков. Хотя еще вопрос, к чему это ближе - к музыке или к математике...

Из субъективных ассоциаций:
математически точные периодические структуры (кристаллическая решетка, колебания, ряды). Если в "Солярисе" потребуется заменить саундтрек, лучшего варианта не найти.

Подробная дискография 30см (то есть LP) пластинок Pierre Henry доступна по адресу:
http://www.ddc.net/emaurer/pierrehenry/30cm.htm

Подробная дискография 17,5см пластинок Pierre Henry доступна по адресу:
http://www.ddc.net/emaurer/pierrehenry/175cm.htm

Дмитрий Шумаков