 |

FANTASY
Одна из многочисленных британских групп, не добившихся успеха и выброшенных
за дверь записывающими компаниями, потерявшими надежду загрести денег,
ежели вдруг группа станет популярной. Сегодня коллекционеры отстегивают по несколько
сотен $$$ за пластинки FANTASY, которые в свое время
шли на переплавку, так как их никто не покупал: слава мира непостоянна и поступь
ее нетороплива.
Группа базировалась в Gravesend, где выступала с начала 1970 г. под именем
"Chapel Farm", по названию строения, где один из друзей предоставил им
место для репетиций. Ядро группы составляли:
Dave Metcalfe (keyboards)
Paul Lawrence (guitar/vocals)
Dave Read (bass)
плюс
Brian Chatham (drums)
Bob Vann (guitar)
Поначалу группа играла чужие вещи, затем пошли в ход свои. Стилистически
ранний этап творчества Chapel Farm представлял собой тяжелый звук в духе
Blind Faith - Deep Purple.
Однажды, когда группа находилась в отеле в Cliftonville в ходе турне
в рамках конкурса Melody Maker, произлшла трагедия.
Bob Vann упал с обрыва, прогуливаясь по побережью. Его нашли внизу на берегу и
он умер по дороге в больницу. В тот день ему исполнилось 18 лет.
Несмотря на несчастье, группа решает продолжить деятельность - хотя бы
в память о погибшем друге. Ему будет посвящена композиция "The Award" на
первом альбоме группы. Место гитариста занимает Pete James,
на смену ушедшего Brian Chatham приходит Jon Webster из местной группы Joy,
и группа продолжает работать под новым именем
Firequeen, поддерживая такие составы как Edgar Broughton Band и Pink Fairies.
Разослав демо-записи по различным фирмам, Firequeen удостоилась внимания
Polydor Records, однако условием контракта им поставили смену названия.
Причиной было то, что "Вы не похожи на Firequeen (=королева огня), к тому же
это слишком напоминает "Queen", а "Chapel Farm" наводит на мысль о кантри".
Polydor предложил им имя Fantasy.
Собственно, никакого выбора у нас не было,-
вспоминает Dave Metcalfe, - и мы ненавидели это новое название всю нашу карьеру,
однако в чем-то они были правы, потому что новое имя вполне соответствовало той
музыке, которую мы играли.
В итоге весной 1973 года FANTASY подписывает контракт на 3 года с Polydor
и начинает работать с продюссером Peter Sames. Предпологалось записать
альбом, который бы понравился поклонникам Genesis и Caravan, если они его
услышат. Для Polydor'a, у которого тогда хорошо шли дела со Slade,
музыка Fantasy была чужда и музыкантов не особо доставали назойливым
менеджментом.
"Paint A Picture" (рабочее название "Virgin On The Ridiculous") вышел осенью,
однако публика осталась равнодушной к альбому и у группы возникли проблемы с
концертной деятельностью.
Когда в июле 1974 года группа собралась в студии для работы над новым
альбомом, настроение было бодрым.
Dave Metcalfe вспоминает: "С момента, когда мы вошли в студию, мы были абсолютно уверены,
что у нас есть альбом, знаменующий большой шаг вперед. К несчастью, атмосфера
не была благоприятной, в том числе с продюссером, который был на 100% против."
Polydor отверг альбом, Dave Metcalfe ушел, группа понемногу развалилась.
В 1990х годах выходят долгожданные переиздания альбомов FANTASY,
включая прежде неизданный материал, и все любители хорошей
музыки наконец получают возможность услышать эту незаслуженно
забытую команду. Кто-то из критиков включил "Paint a picture" в тройку
самых ярких прогрессивных альбомов истории. Я лично не вижу причин
спорить с этим мнением. Так что выключайте свой гудящий агрегат,
от которого портится зрение и рассыпаются зубы и идите искать
этот альбом. Вам воздастся.

Paint a Picture, ©1973
Paint a picture
Circus
The Award (for Bob)
Politely Insane
(Real Audio)*
Widow
Icy Rider
Thank Christ
Young Man's Fortune
Gnome Song
Silent Mime

Beyond and Beyond, ©1974
Intro
Beyond and Beyond
Reality
Alanderie
Afterthought
Worried Man
Just a Dream
Winter Rose
Church Clock
Vivariatum (Неизданный материал 1970-1976)
Fire-Fire
Vacuum
Low Love
I was Once Aware
Fantasy Moods
Angel
Alone
Afterthough
Сингл: Politaly Insane/I Was Once Aware (1973)
Дмитрий Шумаков
COMUS
Comus - античный бог пьяного веселья, сын Бахуса и Кирки,
олицетворявшийся одетым в белое юношей с факелом в руке. Он подстерегал
путников и искушал их испить волшебной жидкости, которая наполняла жертв
вихрем животных страстей. Джон Мильтон в 1637 году написал одноименную маску.
Как и ряд других британских групп конца 60х, COMUS был
примечен и "пошел в народ" благодаря участию David'a Bowie.
Именно он настоял на включении их в состав участников своего
шоу в London's Purcell Rooms, что и стало отправной точкой
карьеры группы. Однако на дворе был конец 1969 года, у
самого Bowie хватало забот с собственной карьерой и его
помощь тем и ограничилась. Тем не менее на COMUS обратили
внимание люди из агенства Red Bus, которые и организовали группе
контракт с лэйблом Dawn, прогрессивным подразделением Pye Records.
К началу 1971 года ситуация выглядела довольно многообещающей.
В активе был готовый альбом, дожидавшийся релиза. В начале года
группа появилось в серии передач "Субботний крнцерт" на Radio One
и в музыкальной прессе стали появляться маленькие анонсы на тему
"кометы Comus". Чтобы подготовить почву для издания альбома,
группа обосновалась в Marquee и, когда маленькие анонсы разрослись
до полустраничных размеров, группа впустила макси-сингл с
композицией Diana плюс пара вещей, не удостоенных появиться на альбоме -
In the Lost Queen's Eyes и Winter is a Coloured Bird.
Тогда-то и появились первые признаки того, что дела могут пойти
далеко не так хорошо, как хотелось бы. Penny Valentine, одна из
журналистов, знающих COMUS по шоу David'a Bowie в Purcell Rooms,
оказалась единственным критиком, побеспокоившимся написать ревю на
этот сингл - и она не была впечатлена.
-Я должна признаться, что не смогла осилить первую дорожку,
которая звучит как нечто между бешеной версией хора ведьм из
"Макбет" и Марком Боланом, придавленным до смерти, - таков был
ее обескураживающий приговор в журнале Sounds.

First Utterance, ©1971
-Diana (Pearson)
-The Herald (Goring-Hellaby-Wootton)
-Drip Drip (Wootton) (Real Audio)*
-Song To Comus (Wootton)
-The Bite (Wootton) (Real Audio)*
-Bitten (Hellaby-Pearson)
-The Prisoner (Wootton)
Glen Goring: 6-12 string guit, electr and slide guit, hand drums, voc
Andy Hellaby: Fender bass, slide bass, voc
Colin Pearson: violin, viola
Roger Wootton: ac guit, lead voc
Rob Young: flute, oboe, hand drums
Bobbie Watson: voc, perc
Большинство рецензий, появившихся после выхода альбома,
были в том же духе:
"Трудно придумать, как продать подобный сорт музыки" (Record Retailer)
"Это звучит как T. Rex на скорости 94 оборота в минуту" (Record Mirror)
и т.п.
1971 год был нелегким годом для Великобритании. Инфляция,
забастовки промышленных рабочих и почтовых служащих - все
это оказало отрицательное влияние и на сферу музыкального
бизнеса. Тщательно продуманные рекламные компании проваливались,
отлаженная система заказов пластинок магазинами была ввергнута
в хаос, составление чартов альбомов было парализовано.
Как пишет Fraser Massey в аннотации к переизданию альбома на CD,
"покупающая пластинки публика не была заинтересована. В это
время ее, должно быть, не было дома - она покупала пластинки
Дэвида Боуи"...
Провал First Utterance не мог не повлиять на музыкальную
концепцию группы. 3 года прошло, прежде чем вышел их второй
и последний альбом - и он был уже совсем другим... Достаточно
сказать, что он вышел на Virgin Records - лэйбле, хоть и имеющем
репутацию "прогрессивного", но занимавшемся прежде всего
наиболее коммерческой ветвью жанра.

To Keep From Crying, ©1974
-Down (like a movie star)
-Touch down
-Waves and caves
-Figure in your dreams
-Children of the universe (Real Audio)*
-So long Supernova
-Perpetual motion
-Panophany
-Get yourself a man
-To keep from crying
-After the dream
Roger Wooton: voc, guit
Bobbie Watson: voc, recorder, percu
Keith Hale: piano, organ, elec piano, synth, marimbas
Andy Hellaby: bass, auto harp, efects, tape music
Gordon Coxon: drums, percu
also featured
Lindsay Cooper (Henri Cow): bassoon
Didier Malherbe (Gong): tenor sax
Phil Barry: bongos
Tim Kramer (Esperanto): cello
Субъективно:
Забудьте все критические высказывания в адрес First Utterance,
приведенные выше, и послушайте этот альбом. Если уж говорить
о "прогрессивной" музыке, прогрессивнее найти трудно. Ничего
близкого по звуку я припомнить не могу - разве что наиболее агрессивные
вещи на первом альбоме Spirogyra,
да некоторые движения в ту же сторону на пластинках Catapilla и Curved Air.
Роскошный инструментальный арсенал - преимущественно аккустический:
гитарная вакханалия, скрипичные нервы от первой до последней вещи, контраст
истеричного мужского вокала (Roger Wooton) и заоблачного женского (Bobbie Watson).
Нетривиальная лирика - от некроэротической Drip Drip до мрачной
готики The Bite ("блок поднимается - он вытягивается под веревкой на его шее;
они тянут блок и христианин падает - он висит над своим грехом").
Вообще весь альбом пронизан духом эротики и безумия - а последнее,
как известно, нередко соседствует с гениальностью.
Второй альбом группы To Keep From Crying гораздо ближе к "правильному"
рафинированному фолк/артроку и за исключением пары вещей (Down - a la Family и
Children of the universe - слушайте аудио фрагмент) в основном
напоминает по стилю The Herald - самую элегантную и "причесанную" композицию
с First Utterance - только, увы, уже без скрипки. Неудивительно - изменился лэйбл, изменился продюссер,
изменились времена... Участие в записи
таких фигур как Lindsay Cooper (Henry Cow), Didier Malherbe (Gong),
Keith Hale (будующий участник Hawkwind) не меняет ситуацию -
не то чтобы этот альбом был плох, будь он единственным, я бы даже
его рекомендовал послушать, но в свете существования First Utterance...
В общем, второй их альбом вполне можно пропустить.
Рейтинг:
First Utterance - 10/10
To Keep From Crying - 6/10
Дмитрий Шумаков
Архив раздела
Caravan
The Strawbs
Group 1850
Pierre Henry
High Tide
Second Hand
Catapilla
Arzachel
на первую страницу |
новости |
все русскоязычные прог-страницы
нерусскоязычные прог-страницы |
тексты |
литература |
архетипы |
экзотика |
лэйблы |
перловка
современный прог-рок |
доска объявлений и обсуждений |
конференция прог-клуба |
чат
jethro tull
|
 |